Витраж – искусство, которое ассоциируется у большинства людей с церковными интерьерами,
готикой и европейскими культурными центрами. Но на самом деле витражи куда ближе к нам с вами, чем можно было предположить.
Я успела прожить в Санкт-Петербурге два года до того момента, когда лишь благодаря чистой случайности открыла для себя потайной и прекрасный мир декоративных стёкол, которые скрыты от взглядов домофонами и тёмными ямами парадных в домах старого фонда. Пышно украшенные фасады зданий и сохранившиеся кое-где дореволюционные входные двери из дерева с металлическими затейливыми накладками – это лишь часть богатого архитектурного замысла, с которым возводились эти памятники архитектуры.
А ведь на фоне знаменитых соборов и дворцов Петербурга о витражах часто забывают авторы туристических буклетов.
Стиль модерн царствовал в российской культуре конца XIX – начала XX века, и его цветы распускались на серебряных портсигарах, дамских нарядах, крышках фотоальбомов, рукоятках ножей для разрезания книжных страниц, переплётах толстых томов и даже на разворотах журналов для детей.
А что касается модерна в архитектуре, то во многом благодаря этому стилю столица российской империи в последние десятилетия своего существования обрела те мистические черты, которые были воспеты поэтами и художниками. Мягкие текучие линии архитектурного модерна возвращали человека, задыхающегося в каменном мешке города, к природе, окружая его настоящим хороводом лесных зверей и птиц, населивших фасады, и встречая его на парадных лестницах восхитительной утончённой лепниной, уникальными коваными перилами и загадочно сверкающими витражами.
Да, во второй половине XIX века витраж вошёл не только в церкви и дворцы, но и в дома обыкновенных людей.
Говоря «витраж», я здесь обобщённо подразумеваю декоративные стёкла в целом. Наравне с классическим витражом получили широкое распространение травлёные стекла, на которые замысловатый рисунок художники наносили при помощи кислоты.
Для заказчиков, состоятельных финансово и восприимчивых к утончённой красоте, художники создавали эскизы сложных витражей, которые впоследствии украшали стёкла тамбуров, окон на лестничных площадках, дверей квартир и даже окон, разделяющих чёрную и парадную лестницы в доме.
Витражи украшали жильё петербуржцев и раньше, просто модерн превратил незатейливые геометрические узоры в настоящее буйство форм, цветов, линий, и привнёс в стекольное искусство даже большие сюжетные сцены.
Разнообразные цветы и растительные мотивы были излюбленными сюжетами для изображения на стёклах. Растения в окружении бабочек и стрекоз часто фигурировали и в орнаментальных обрамлениях центральных больших стёкол, и в живописных сюжетах оконных витражей.
Северная природа заставляла грезить о тропиках – и вот появлялись окна с изображением пышных пальмовых листьев и бамбука, неожиданно и экзотично «выраставших» в серых сумрачных парадных. Но чаще всего в стекле запечатлевались привычные и любимые цветы, своими яркими витражными красками услаждавшие глаз привычного к слякотной темноте петербуржца.
Розы – эмблема нежной и страстной любви – спускались гирляндами по окну из-под самого потолка наподобие прозрачных занавесей.
Кувшинки и кубышки, выполненные из неравномерно окрашенного «опалового» стекла, играли на свету, словно в бликах на воде своих родных озёр.
Благородные лилии поднимались перед глазами по стеклу окна в окружении торжественных лент и гирлянд.
Алые маки витражей манили в страну грёз – эти цветы в Серебряном веке русской культуры символизировали волшебный сон.
Конечно, чаще всего делали витражи с собирательными образами растений: милые полевые цветы, вьюнки, цветы плодовых деревьев. Или просто в виде стилизованных цветков в духе детских рисунков: маленькое стеклянное полушарие (кабошон) в центре, а вокруг симметричные округлые лепестки.
Фактурное стекло, поверхность которого была украшена волнами, бугорками, «звёздочками», делало мерцание витражей по-настоящему сказочным.
Витражи – это хрупкое наследие прекрасного дореволюционного времени, когда русское искусство достигло своего расцвета и проникло даже в человеческий быт. Проводя время дома после трудового дня, петербуржцы отдыхали взглядом на лепных узорах стен и потолка, текучих линиях арок и красивых орнаментах межкомнатных дверей.
До сих пор в коммунальных квартирах можно увидеть заброшенные и запущенные сокровища того времени – изысканные орнаменты на стёклах дверей, ниспадающие стеклянные «драпировки» в окнах, и даже витражи, встроенные в дверцы старинных шкафов...
Из-за своей хрупкости и человеческого небрежения утрачено слишком многое, и каждый год неумолимо сокращается число «витражных адресов» старого Петербурга. Стёкла бьются во время капремонта, их целенаправленно похищают вандалы и перекупщики, уничтожают хулиганы. Мне случалось видеть даже следы выстрелов, едва не задевших уникальные травлёные рисунки витражей.
До революции парадную лестницу дома стерёг швейцар или дворник, и чужие люди не могли полюбоваться на стеклянные драгоценности витражей. В наше время остаётся хотя бы какой-то шанс вслед за торопливым прохожим проникнуть в парадную жилого дома и увидеть собственными глазами прекрасные старинные витражи, которые зачастую не берегут наши современники.
Лестничные площадки с сохранившимися витражами петербургских доходных домов – это те места, где замерло время. А иногда остатки витражей попадаются в парадных, где расположены коммерческие учреждения.
Остановитесь и посмотрите в витражное окно, покрытое гирляндами цветов, уже наполовину уничтоженными. Здесь расставались после нежных свиданий современники Ахматовой и Блока, здесь шли на прогулку в сопровождении чопорных нянь нарядные дети в матросках и бархатных платьицах. Под сенью этих лирических витражных цветочных гирлянд текла жизнь прошлых веков, глядящая на нас сейчас со старинных романтических открыток-крашенок, исписанных вязью романтических посланий...
Кстати, несколько витражей из доходного дома на Петроградской стороне выставлено на всеобщее обозрение в Музее Истории Санкт-Петербурга на территории Петропавловской крепости. Они красиво подсвечены с обратной стороны, как будто сквозь оконные стёкла заглядывает внутрь дома такое желанное петербургское солнце.
В наших силах сохранить стеклянные волшебные сады витражей, скрытые от посторонних взглядов и, несомненно, являющиеся одним из главных сокровищ, которые таит в себе Петербург.
Автор статьи Екатерина Тимофеевна Зиборова
Автор фотографий Екатерина Тимофеевна Зиборова
Санкт-Петербург
fashion dolls и коллекционные куклы на DollPlanet.ru