Автор Михаил Верикин
Качественная дверь может быть изготовлена только на современном оборудовании со строгим соблюдением определённых технологических режимов, начиная, кстати, ещё с самой важной основы – процесса сушки древесины. Это, в общем-то, аксиома.
По понятным соображениям для потребителя посещение самого производства весьма обременительно и проблематично. Но и готовое изделие, если к нему внимательно присмотреться может рассказать очень многое о том как, где и из чего его изготовили.
Вот несколько советов, на какие элементы дверного блока вам нужно обратить внимание в первую очередь.
Итак:
Чтобы дверь в процессе эксплуатации не деформировалась, каркас дверного блока должен быть изготовлен не из цельного куска древесины, а склеен из нескольких брусков, как по длине, так и по ширине. Для того чтобы убедиться в этом, нужно посмотреть в магазине образец разреза предлагаемой двери.
Дверное полотно должно быть плоским и не иметь искривлений, например, т.н. «пропеллера» или «восьмерки». Заметить это непросто, поэтому внимательнейшим образом нужно «смерить глазом» дверное полотно со стороны его торца. А лучше всего приложить к нему прямую ровную рейку (для этой цели подойдёт строительный уровень длинной не менее 1,5 метров) (рис. 1)
4. Торцы двери должны образовывать с её поверхностью прямой угол, т.е. в поперечном сечении это должен быть прямоугольник, но ни параллелограмм или трапеция. В данном случае, для проверки необходимо приложить к торцу и поверхности двери т.н. столярный или слесарный угольник. (См. рис. 2)
Причём, проверить это нужно на каждом торце в нескольких точках, т.к. нередко бывает, что в одном месте дверного полотна торец двери вроде бы образует с поверхностью двери прямой угол, а во второй точке оказывается, что он всё-таки скошен в одну сторону, а в третей – тоже скошен, но уже почему-то в противоположную.
Почему такое внимание нужно уделить проверке «геометрии» дверного полотна? Дело в том, что в закрытом положении деформированное дверное полотно не будет плотно прилегать к коробке, что существенно снижает изолирующие свойства этой двери: через щёлки будут проникать звуки и запахи. При закрывании такая дверь будет «дребезжать» (дрожать), а при её открывании язычок замка будет выходить из зацепления с неприятным скрежетом. Но самое главное, что наличие даже небольшой деформации свидетельствует о том, что процесс, как говорится, пошёл и он уже не остановится. Древесина, плохо просушенная или со значительным количеством оставленных сучков, может деформироваться столь значительно, что дверь вообще перестанет закрываться.
Отсутствие прямоугольности на торцах полотна чревато тем, что дверь при закрывании выступающим торцом будет упираться в поверхность дверной коробки. При этом карта петли будет постоянно раскачиваться. Что со временем приведёт к тому, что удерживающие её шурупы, будут просто вырваны их коробки (рис 3.)
Лакированная поверхность дверного блока должна быть гладкой, без бугорков (залитых лаком частиц пыли, волосков и пр. мусора) и без отпечатков упаковки. (Рис 4.)
Качество отделки на торцах дверного полотна (т.е. цвет шпона, чистота его обработки и лаковое покрытие) не должно существенно отличаться от его поверхности, т.е. быть почти столь же гладким и иметь тот же цвет.
Все прямые декоративные элементы филёнок, рамок, багета, решёток должны быть параллельны торцам двери. Изготовлены они должны быть из дерева твёрдых пород или покрыты тем же шпоном, что и остальная поверхность двери.
Соединение багета, решёток, рамок в углах должно быть практически идеальным, без существенных (не более 0,3-0,5 мм) зазоров, смещений и нахлёстов. (Рис. 5)
Вставленное в дверь стекло должно быть надёжно закреплено. Проверьте это лёгким потряхиванием дверного полотна. Плохо закреплённое стекло при этом обычно дребезжит.
Принципиально важным для дверей является и качество их лакового покрытия, и способ, которым производитель тонирует шпон. Здесь есть некоторая тонкость. Дело в том, что технологически правильным считается придание шпону определённого оттенка до его покрытия лаком. Для чего шпон покрывают особым составом – морилкой. И только после этого поверхность лакируют. При таком способе тонирующий состав проникает внутрь дерева, причём из-за того, что различные волокна впитывают его неодинаково появляется как раз то редкое сочетание формы волокон и небольшие их отличия по цвету, как бы проявляющих, оттеняющих структуру древесины и её рисунок.
Однако, способ это довольно трудоёмкий, т.к. требует тщательной обработки поверхности. Иначе морилка «выявит» не только структуру дерева, но и все её дефекты, в т.ч. и возникшие при обработке дверного полотна.
Значительно проще и дешевле другой способ, при котором окрашивающий состав добавляют непосредственно в лак, и фанерованную поверхность двери покрывают этим тонирующим составом, придавая изделию любой нужный цвет и оттенок.
Серьёзный недостаток этого способа состоит именно в равномерности окраски всех волокон дерева, в результате чего дверь, покрытая натуральным шпоном, в лучшем случае начинает напоминать свою пластиковую имитацию. Кроме того, у тонированной таким способом двери лаковый слой несколько «замутнён», отчего иногда появляется ощущение будто бы дверь покрыта слоем грязноватой плёнки.
Все перечисленные выше проявления брака изготовления в основном свидетельствуют о несоблюдении производителем технологических режимов при производстве дверей, а нередко и об отсутствии современного оборудования, и, как следствие, весьма значительном количестве операций выполняемых вручную. А «человеческий фактор» – это всегда риск. Поэтому приготовьтесь к тому, что тщательной проверке придётся подвергнуть не только выставочный образец, а всю доставленную вам партию дверей.
Поэтому перед оформлением заказа следует сразу оговорить возможность обмена некондиционных изделий. Ведь нередко брак может обнаружиться только в процессе установки, например, окажется что, детали дверной коробки отличаются друг от друга по размерам и профилю. (Рис. 6)
То же самое бывает и с наличниками. (Рис. 7)
Различие это обычно невелико, но приводит оно к тому, что для таких дверей получить нормальное «усовое» соединение деталей дверной коробки и наличников попросту невозможно. Замечают подобный брак только в процессе сборки дверного блока. Поэтому и приходится обменивать эти детали, например, дверную коробку уже подготовленную для монтажа, отпиленную в размер с выбранными гнёздами под петли. А это довольно хлопотно, поскольку, если даже продавец и согласится принять обратно деталь, подвергнувшуюся определённой обработке, однако, неизвестно будет ли на что обменивать, т.к. никто не знает, в т.ч. и продавец, какой размер и профиль деталей у этих дверных блоков, является нормой, а какой – отклонением от неё. Ведь к тому времени, когда этот брак обнаружится, партия дверей уже будет раскуплена, а новая, возможно, ещё больше будет отличаться от предыдущей, и не только размерами и профилем, но и оттенком.
Таким образом, при выборе дверей следует ориентироваться на производителя, имеющего в своем арсенале автоматизированные, компьютеризированные линии, станки с ЧПУ (числовым программным управлением), исключающие подобный брак. Тогда двери будут долго радовать глаз их обладателей тщательностью отделки, гармоничным сочетанием стекла и форм декоративной решётки и оригинальной текстурой натурального дерева, защищённой от влаги и других внешних воздействий надёжным и прочным слоем лакового покрытия.
Автор статьи Михаил Верикин
Автор иллюстраций Михаил Верикин
© ГК «Александрийские двери»