Окно – световой проём в стене здания, который является также смотровым и вентиляционным отверстием. Окно, его пропорции, конструкция должны удовлетворять функциональным, техническим, эстетическим требованиям. Преобладающим форматом современного окна является прямоугольный. Но для того, чтобы установилась эта лаконичная форма, окну пришлось пройти большой путь. От эпохи к эпохе архитектура окна менялась, повторяя главные тенденции архитектуры в целом. Окна видоизменялись в соответствии с требованиями климата и возлагаемыми на них функциями. В разных культурах окно имело одинаковое ритуально-религиозное значение. Поэтому так интересно рассмотреть историю становления и развития такого привычного для современного человека архитектурного элемента, как окно. Окно появилось на несколько веков позже, чем дверь. Долгое время предполагали, что родиной окна можно считать Малую Азию, где оно было изобретено в начале второго тысячелетия. Но, судя по археологическим находкам последних лет, окна существовали и в более ранний период истории. Окну уже почти восемь тысяч лет. Безусловно, первые окна выглядели несколько иначе, чем сейчас.Свою типизацию они ведут со времен Древнего Рима. Тогда обычным было окно размером 30×40 сантиметров. Хотя известна оконная рама размером почти метр на метр, обнаруженная в Помпеях. Тогда же стекло было впервые использовано в качестве материала для окна. Деревянные рамы, смягчённые водой, заполняли горячей стеклянной массой, растягивая её от края до края. С появлением каменного строительства в провинциях Рима на Рейне и Дунае окна пришли в северные области в виде небольших полуциркулярных отверстий. С этого времени начинается история западноевропейских окон. В период раннего средневековья окна в жилищах закрывали ставнями. Наиболее показательным для этого архитектурного этапа являлось романское двойное полуциркулярное окно, в нём общая рама объединяет два оконных проёма. В позднероманский период существовали окна причудливой формы, например окно, напоминающее лилию. Более интересные и необычные окна господствовали во времена готики. В это время они, за счёт использования каркасных конструкций, достигли значительных размеров. Символ эпохи – готическая роза – символ солнца, переплетение стрельчатых аркад с ажурным орнаментом, выполненным из цветного стекла. Окна имели стрельчатую форму, выражая стремление готического здания к небу. Перемычки над окном заполнял каменный орнамент, в котором использовали библейские сюжеты. Ренессанс характерен началом использования оконных рам с орнаментальным украшением. Этот орнамент, как в ритуальных строениях, так и в жилых домах, имел религиозное и мифическое значение – оберегал здание от злых духов и дьявола. Наиболее распространённой формой в тот период было прямоугольное окно с пышным фасадом. Оконные проёмы обрабатывались как арки. В это время окно и его пропорции стали предметом теории архитектуры. С приходом барокко и последующего рококо окна приобрели огромное множество неизвестных ранее форматов и обрамлений. Изогнутые формы раковин украшали фантастическими решётками, в домах крестьян самым популярным декором были живописные изображения. По сравнению с предыдущими архитектурными эпохами прямоугольные окна классицизма кажутся бедными, но именно они и стали моделью, по которой конструируют современные окна. Тогда же стали использовать сборные элементы для конструктивно ненапряженных стен – прообраз модульных фасадов наших дней. Огромное влияние на современную архитектуру окна оказал знаменитый Хрустальный дворец, сооруженный Джоном Пакстоном для всемирной выставки в Лондоне. Архитектор использовал каркасную конструкцию из железобетонных элементов и стеклянной оболочки, что позволило создать здание из 883 238 квадратных метров стекла. Безусловно, в то время технологии изготовления стекла находились уже на достаточно высоком уровне, но это не всегда было так. Плоское стекло стало изготавливать лишь начиная с 1845 года, и только с двадцатого века существует метод вытяжного проката для стекол большого размера. Если обратиться к истории российских окон, мы увидим, что они развивались не так быстро, как окна в Европе, и были весьма своеобразны. Самым ранним видом окна в России считается узкое волоковое окошко из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для пропуска дыма и свое название получило от задвижки-волока, при помощи которой окно закрывали. Его сменило четырехугольное косящее окно, вставляемое в стенной проём. Оно состояло из двух косяков – отсюда и название. В колоду вставляли оконницу – деревянную раму, в которой были слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стёкла», которые практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными». Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. В это же время начали делать большие окна, называемые «красными». Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д». Снаружи окна закрывали ставнями, изнутри затворяли причальниками. Щели между стеной и колодой закрывали наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом. В центре верхнего наличника обязательно рисовали солнце, справа и слева от него – богини отпугивавшие нечистую силу от дома. Наличники покрывали символами воды и земли. Не случайно окна несли все эти магические знаки, ведь образ окна в народной культуре связан с мотивом опасности. В мифологической традиции окна – это мост между миром живых и миром духов, поэтому первоначально окна выходили во двор. Стена, где находились окна, называлась «лицом дома». К этому названию восходит этимология слова «наличники». С окном связано несколько интересных обрядов, например, покойника выносили из дома через окно, чтобы он не смог вернуться обратно. Исключение составлял Мартынов день, когда специально для усопших накрывали стол и оставляли открытыми окна, чтобы покойники могли попасть на этот обед. В более поздней христианской традиции через окно устанавливали связь с Богом. Окна архитектурных памятников различных стран и эпох поражают разнообразием и изучаются современными архитекторами, вдохновляя их на создание необычных окон с использованием последних достижений науки. Автор Екатерина МакуринаОпубликовано Информационно-строительный портал ProektStroy.ruИсточник: «Строительный Сезон» №17 (2003)